Монстранц Ганса Рисенберга: в Эрмитаже показали редчайшую дароносицу XV века. На выставке представлен главный и единственный экспонат – литургический сосуд, сделанный в 1474 году. Экспозиция рассказывает об истории появления шедевра и драматических поворотах его последующей судьбы.
«Все, так или иначе связанное с его историей, как бы тянуло его в Россию. Это, действительно, наполненная приключениями история. И даже удивительно, что в центре бурных событий, в которых оказывался этот монстранц, он сохранился до нашего времени», – отметил заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Георгий Вилинбахов.
Миниатюрные шпили и арочные своды, устремленные к небу, точно передают сложные формы готического собора. На фасадах храма мечты, который едва ли возможно возвести в камне, но вполне реально из пластичного серебра – сцены и персонажи из Евангелия: Сын Божий, Мадонна, апостолы. Монстранц, как Библия, застывшая в ювелирном шедевре. У подножья – епископ Николай – дароносицу изготовили для церкви святого в Ревеле.
Монстранц – атрибут католического храма. Широко использоваться дароносицы стали в 1264 году, когда был установлен праздник Тела Христова.
История монстранца Ганса Рисенберга прослеживается с момента его создания. Свою работу ювелир не только подписал, но и поставил дату – 1474 год. Сохранились даже документы, которые в подробностях рассказывают, как создавался шедевр, что для средневекового искусства большая редкость. 47 лет монстранц выполнял свою сакральную функцию. После – начались удивительные и опасные приключения реликвии. В Россию его привез генерал-губернатор Александр Меньшиков после капитуляции Ревеля.
В коллекцию Эрмитажа попал в 1894 году. Пережил первую мировую войну и блокаду Ленинграда. И даже был целью Гитлера, который мечтал создать центр мирового искусства в Линце. Но город на Неве выстоял и сегодня монстранц — один из самых ярких экспонатов Зимнего дворца.
Подробнее в сюжете телеканала Санкт-Петербург: https://clck.ru/3Dqyfa