В соответствии с принятыми Президентом России и Правительством Санкт-Петербурга законами, в Санкт-Петербурге установился дистанционный режим работы всех образовательных учреждений. Представители Общественной палаты оценили готовность города к подобным изменениям, а также высказали ряд предложений по улучшению взаимодействия преподавателей и учащихся в текущих реалиях.
Заместитель председателя комиссии по науке и образованию Общественной палаты, председатель совета Академической гимназии № 56 Майя Пильдес считает, что на данный момент стоит проанализировать работу большинства порталов, дающих доступ к осуществлению дистанционного образования.
«Из-за значительного увеличения количества пользователей, недостаточной пропускной способности сетей и методической подготовки части педагогов к подобному виду обучения, а также недостаточной материально-технической базы ряда образовательных учреждений существующие порталы оказались не готовы к новым условиям», – отметила Майя Пильдес.
Общественница уверена, что городу в долгосрочной перспективе необходимо приложить все усилия для устранения указанных недостатков, а в краткосрочной – начать перенимать опыт учебных заведений, имеющих свои платформы для осуществления дистанционного обучения.
Член комиссии по науке и образованию Общественной палаты, заслуженный учитель Российской Федерации Лариса Листова рассказала, что прежде всего надо предоставить всем преподавателям элементарные навыки, необходимые для дистанционной работы.
«Месяц дистанционного обучения – это очень большой срок, на уроке дорога каждая минута. Пусть коллеги из Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Университета подумают, как организовать работу с пользой для всех и без перегрузок для детей», – сообщила Лариса Листова.
Член комиссии по науке и образованию Общественной палаты, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской подчеркнул, что объём проблем, связанных с дистанционным форматом обучения, зависит от каждого конкретного высшего учебного заведения.
«У отдельных университетов, наименее готовых к дистанционному формату, появились сложности с контентом, с LMS системами (learning management system – система управления обучением), и с кадровым составом. В первые дни практически все российские вузы столкнулись с проблемами технического характера, поскольку на несколько порядков возросло количество обращений и от студентов, и от преподавателей», – рассказал Андрей Рудской.
Андрей Рудской также считает, что часть профессорско-преподавательского состава, привыкшего к традиционным форматам обучения, требует дополнительной подготовки к дистанционной работе.
«Со своей стороны мы наладили систему волонтерства для поддержки и приобщения данной категории преподавателей к новейшим технологиям», – резюмировал представитель общественности.
По словам председателя Экспертного совета при Общественной палате, президента национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Александра Ходачека, главная задача любого высшего учебного заведения – обеспечить наличие электронной базы. По его мнению, это ускорит налаживание учебного процесса.
«Мы перевели учащихся на электронную систему даже раньше остальных, в начале марта. У каждого есть личный кабинет, доступ к общей системе по всем курсам, можно он-лайн посещать открытые лекции. В таком режиме я уже провел защиту практик для магистров», – подчеркнул Александр Ходачек.
Председатель комиссии по науке и образованию Общественной палаты, ректор Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Станислав Еремеев рассказал, что в его учебном заведении соответствующий процесс уже налажен. Так, профессорский состав уже приступил к дистанционной аттестации студентов.
«Технически мы давно готовы, поэтому старт оказался успешным. Хочу сказать спасибо преподавателям и студентам, которые активно включились в работу. Понятно, что сейчас всем непросто, но в связи с коронавирусом стараемся соблюдать меры безопасности, чтобы не допустить распространения инфекции. Будем общаться, учиться жить в новой реальности», – отметил Станислав Еремеев.
Как сообщил председатель комиссии по молодежной политике, патриотическому воспитанию и спорту Общественной палаты, директор Северо-Западного института управления – филиала российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Шамахов, под его руководством сейчас осуществляются экспертные консультации с профильными органами власти.
«Мы «Мы проводим специальные консультации по вопросам осуществления дистанционного образования и дополнительного профессионального образования. Все это возможно в новых обстоятельствах», – подчеркнул Владимир Шамахов.
Заместитель председателя комиссии по культуре и СМИ Общественной палаты, ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Александр Евменов считает, что в текущей сложной ситуации не стоит забывать и о тех студентах, кто ввиду имеющихся в городе ограничений, лишился возможности получения дополнительного заработка.
«Достаточно много студентов уехали домой, но те, которые остались, нуждаются в материальной поддержке и вот мы оказали материальную помощь ребятам. Осуществили прибавку к стипендии. Мы также закупили продуктовые наборы для студентов и начали их выдачу в нашем общежитии. Это и мясные продукты, и рыба, и овощи, и масло, и сахар. Где-то около 23 кг на каждого студента, чтобы поддержать их в этой тяжелой ситуации», – резюмировал Александр Евменов.
Отметим, сейчас силами Общественной палаты готовится специальный мониторинг, который призван показать процент удовлетворенности граждан системой дистанционного обучения и выявить основные сложности, с которыми столкнулись преподаватели и обучающиеся. Скоро он будет размещен на официальном сайте Общественной палаты Санкт-Петербурга.