В лицее №369 прошло расширенное выездное заседание Комиссии по образованию, науке, цифровизации и технологическому развитию Общественной палаты Санкт-Петербурга

Приглашенные эксперты и члены Комиссии по образованию, науке, цифровизации и технологическому развитию и Комиссии по гражданскому, патриотическому воспитанию и делам ветеранов Общественной платы Санкт-Петербурга встретились, чтобы обсудить варианты взаимодействия школьных и малых музеев с некоммерческими организациями и системой образования в целом.

Перед началом заседания член Общественной палаты Санкт-Петербурга, директор лицея №369, на площадке которого прошла встреча, провел экскурсию по музею, организованному в стенах школы.

Гости увидели уникальное интерактивное пространство «Битва за Ленинград» – класс, в котором не просто собраны экспонаты, связанные с военным временем, а воссоздано пространство улиц, квартир и мест, где проходили бои. Оживить артефакты также позволяют очки дополненной реальности.

Константин Тхостов отметил, что такие школьные музеи – часть воспитательного и образовательного процесса:

«Мы не привлекали спонсоров, спонсорами выступали организации, к которым мы обращались за покупкой тех или иных вещей. Поверьте, Ленинград уникален, он открыт к любой здравой инновации. <…> К 75-летию Победы в школьных стенах появилась идея смоделировать пространство полного погружения. И нас в этом поддержали. <…> Ведь много музеев не бывает. Главное, чтобы они несли образовательный смысл».

При этом вопрос финансирования для образовательных организаций все же стоит довольно остро, отмечает эксперт: «Если в школе есть музей, то есть ставка в штатном расписании заведующего музеем. Но для качественного оснащения этих пространств необходимо финансирование».

Однако, по мнению члена Общественной палаты Санкт-Петербурга Александра Будяка, большую часть экспонатов готовы предоставить некоммерческие организации:

«К нам часто обращаются НКО, волонтерские организации, участники СВО, которые хотели бы предоставить школе свой экспонат, но они не знают, как это сделать. <…> Кроме того, у многих НКО есть возможность финансировать проекты с помощью грантов, субсидий или за счет пожертвований. Они хотят делать с образовательными организациями совместные проекты, но пока такой возможности нет».

Причина таких трудностей – отсутствие юридического статуса у школьных музеев, считает член Общественной палаты Санкт-Петербурга, директор Морской технической академии имени адмирала Д.Н. Сенявина Виктор Никитин:

«Юридически понятие «школьный музей» не существует. Отсюда возникают определенные коллизии. <…> Необходимо соблюсти большое количество условий содержания музейного пространства. Но ведь это не Третьяковская галерея, а, например, музей лицея №369. И требования должны быть иные».

«Когда мы говорим о школьных музеях, мы должны понимать, экспозиция это или большое музейное пространство. Соответственно, количество ставок в музеях и характер этих ставок тоже должен быть привязан к характеру экспозиций, численности экспонатов», – считает Виктория Крылова, руководитель Школьного народного музея «А музы не молчали…» средней школы №235 им. Д.Д. Шостаковича.

Озвученные проблемы и рекомендации по их решению будут оформлены в итоговую резолюцию, которая будет направлена в профильные ведомства.