За годы существования в мероприятии приняли участие более 300 театров из 32 стран.
В 2023 году форум, впервые проходивший под девизом «Взгляд на Восток», познакомил петербуржцев с постановками Индии и Ирана. В этом году зрителям представят работы театров Китая и Южно-Африканской Республики, а также современные спектакли российской сцены.
В преддверии фестиваля портал «Культура Петербурга» встретился с Сергеем Шубом – заслуженным деятелем искусств России, генеральным директором Театра-фестиваля «Балтийский дом», членом Общественной палаты Санкт-Петербурга.
– Добрый день, Сергей Григорьевич. Каждый год фестиваль «Балтийский дом» удивляет зрителей. Расскажите, как отбираются спектакли для этого проекта?
– Это целая история. Организовать достойный фестиваль – это как приготовить хороший обед. В нем всегда должны быть: первое, второе, третье и компот. Я имею ввиду, что проекту, во-первых, нужен спектакль для широкой публики, так сказать, хедлайнер. Во-вторых, какой-нибудь скандальный спектакль, поскольку шум всегда подогревает интерес. В-третьих, должна присутствовать и откровенно фестивальная постановка – не общедоступная, а экспериментальная, подчеркивающая перспективу развития фестиваля и театрального процесса в целом. Но это идеальный набор.
А в реальности происходит, как у хорошей хозяйки, пользующейся рецептом из старинной поваренной книги. Там ей рекомендуют: спуститесь в погреб, возьмите осетрину или вчерашний окорок… В нашем случае, наличие или отсутствие осетрины и окороков связано с рядом причин.
Во-первых, это финансы. Мы, слава Богу, не обижены вниманием Комитета по культуре и лично Фёдора Дмитриевича Болтина, который всегда держит руку на пульсе. Чувствуем его дружескую поддержку и заботу. За финансирование фестиваля мы должны сказать большое спасибо Комитету по культуре и Министерству культуры.
Во-вторых, важно, чтобы мы могли позволить себе привезти спектакль. Привезти постановку – это целая история, связанная с тем, чтобы театр, который мы хотим пригласить, мог приехать к нам в даты фестиваля, чтобы совпали наши финансовые возможности и т.д., и т.п.
Бывает, что в проекте есть два вторых «блюда» и ни одного первого. А распределить все фестивальные мероприятия гармонично – это целая наука.
– Расскажите об особенностях театральных трупп Китая и ЮАР, которые посетят Петербург в этом году.
– Политика, театральная в том числе, это искусство возможного. Сегодня мы с сожалением констатируем, что европейские театры – редкие гости у нас на фестивалях. Многие западные коллективы, в силу независящих от нас причин, отказываются от участия в проекте. Мы никому не закрываем дорогу на фестиваль, однако в имеющейся ситуации, естественно, открываем для себя и для наших зрителей другие географические и театральные места.
«Взгляд на Восток» – это девиз фестиваля второй год подряд. Как выяснилось, это очень интересное направление не только в этнографическом и историческом аспекте, но и по части театрального искусства. Вся жизнь здесь неразрывно связана с традициями, религией, верованиями, культами. Все это, конечно же, проникает и в профессиональный театр. Это целый театральный язык, театральная история, не всегда знакомая нашему зрителю. Мы открываем для него новые горизонты и смотрим дальше.
Так, в прошлом году мы представили индийский театр, где были постановки в привычной для нас музыкальной форме, похожей на индийское кино, а были и откровенно танцевальные спектакли, очень аутентичные, во время которых публика с упоением приплясывала вместе с артистами. Одновременно был профессиональный, в нашем понимании, театр.
Кроме того, на фестивале мы представим два спектакля этнического характера от African Tree Productions (Йохансбург, ЮАР), связанные с традиционным искусством. Среди проектов моноспектакль «Будь лучшей собакой» и постановка «Система». Актеры играют в неожиданной для нас манере, сверх-проживания, и это вдвойне интересно.
А откроет фестиваль спектакль молодого режиссера Антона Фёдорова, созданный театральным агентством «Арт-партнер XXI». Мастер, хорошо известный в городе на Неве, покажет «Мадам Бовари», поставленную по роману Гюстава Флобера.
– Для чего, на Ваш взгляд, существует Театр? Какие ценности несет? Какую эмоцию Вы желаете дарить зрителям?
– Театр существует для того, чтобы были полные залы. А полные залы будут, если мы отвечаем чаяньям, которые есть у большинства зрителей, приходящих в наш тысячный зал.